ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА
Будет несправедливым не рассказать о Марине Кесаевой.
.
МАРИНА КЕСАЕВА (танцовщица) – является первой танцовщицей ансамбля "Алан", которая была удостоена звания «заслуженная артистка РСФСР».
По мнению специалистов и критиков времён СССР 50х годов являлась танцовщицей по-настоящему всесоюзного значения, исполнившая рекордное количество ведущих партий репертуара ансамбля ГАПиТ Северной Осетии (ныне ансамбля "Алан"). Об этом мало кто знает, об этом мало пишут в прессе и редко вспоминают с экрана телевидения.
Но со слов ветеранов 2й волны с определенного момента Кесаева неожиданно пропала с подмостков сцены. Ее имя перестало упоминаться в концертных буклетах (програмках), будто по чьему-то заказу.
Когда танцевальные критики и руководители государственных ансамблей Советского Союза периода 50х годов говорили об народном танце вообще, то сразу указывали на фамилию Кесаевой, которую, в том числе высоко ценил советский историк театра, балетовед, профессор Николай Иосифович Эльяш, приводя в пример её танцевальные номера и ставя студентам в пример ее разнохарактерную пластику и артистизм.
Важно сказать, что этот Эльяш являлся достаточно авторитетным и уважаемым критиком в высших кругах танцевального искусства, разгромные статьи которого могли беспощадным катком прокатиться, в том числе, по звёздам балетной сцены.
Так вот Эльяш не понаслышке знал об уровне сценического мастерства и исполнительского искусства Марины Кесаевой и ссылался студентам на восхищение И.И.Арбатова (того самого Арбатова, который в 1954 году поставил трехпарный танец «Хонга кафт», который ансамбль «Алан» исполняет по сей день) и восторг руководителя ансамбля Узбекской ССР под названием "Бахор" и других руководителей государственных и академических ансамблей СССР, особенно регионов Кавказа, Закавказья и Средней Азии.
Со слов Эльяша, руководители ансамблей перечисленных регионов признавались ему в том, что они нуждаются, чтобы в составе их коллективов была артистка с таким ярчайшим дарованием.
Именно поэтому они делали все, чтобы Марина Кесаева оказалась в их рядах.
Но она вежливо отклоняла приглашения влиться в коллективы академического образца. Конечно были и публичные приглашения.
Одно из таких вот публичных приглашений случилось на гастролях в Узбекистане на сцене Ташкентского театра оперы и балета.
В тот момент когда, после исполнения сольного узбекского (хорезмского) танца, который поставил Илья Ильич Арбатов, зал не отпускал Марину Кесаеву, награждая её нескончаемыми бурными овациями, вдруг из-за кулис под этот шквал аплодисментов на сцену вышла живая легенда узбекского танца сама Мукарам Тургунбаева основатель и руководитель государственного академического ансамбля народного танца «Бахор». Рядом ее сопровождал солист ее ансамбля, который нёс огромный букет белых роз.
Под нескончаемые аплодисменты Тургунбаева подошла к Марине Кесаевой, взяла ее за руку и во всеуслышание сказала в микрофон следующие слова "Для этой девушки двери моего коллектива открыты всегда".
Весь зрительный зал встал и аплодировал стоя.
Но Марина Кесаева была не только виртуозной и разнохарактерной артисткой, она была талантливым педагогом, которая за короткий срок выполнила поставленную задачу и обучила исполнительскому мастерству и сценическому искусству не только Альбину Баеву, но и многих других "сырых" исполнительниц, пришедших пополнить нехватку исполнительниц массовки Госансамбля в 1957 году для поездки в ГДР.
После успешных гастролей по городам ГДР, педагогический талант Марины Кесаевой отметили в своих выступлениях с трибуны не только деятели культуры и искусства, но также председатель Обкома профсоюза работников культуры Т.Павлова и секретарь Обкома ВЛКСМ А.Кучиев.
PS
Важно сказать о том, что блестящей карьере Марины Кесаевой не суждено было раскрыться в полной мере. Ее карьеру в одночасье прервал художественный руководитель Георгий Николаевич Гуржибеков, по причинам, которые не были понятным массовому среднестатистическому зрителю, но были понятны коллегам Кесаевой, ветеранам 1й и 2й волны ансамбля "Алан". Приоткрыть завесу тайны готова была одна из коллег Марины Кесаевой, а именно Зоя Гониева, которая за полгода до смерти дала согласие в интервью детально раскрыть причину отстранения Кесаевой от ролей. Но Гониева не успела и после болезни скоропостижно скончалась.
Г.Гуржибеков, всегда хваливший с трибуны мастерство Марины Кесаевой, по факту и по сути не имел хореографического образования и не являлся специалистом по танцевальному искусству вообще.
Но после разговора с Мариной Кесаевой у него в кабинете, Гуржибеков почему-то лишил ее всех ведущих ролей.
Марина Кесаева не перенесла глубокого стресса, у нее случилось тяжёлое онкологическое заболевание и она рано ушла из жизни....
.
Будет несправедливым не рассказать о Марине Кесаевой.
.
МАРИНА КЕСАЕВА (танцовщица) – является первой танцовщицей ансамбля "Алан", которая была удостоена звания «заслуженная артистка РСФСР».
По мнению специалистов и критиков времён СССР 50х годов являлась танцовщицей по-настоящему всесоюзного значения, исполнившая рекордное количество ведущих партий репертуара ансамбля ГАПиТ Северной Осетии (ныне ансамбля "Алан"). Об этом мало кто знает, об этом мало пишут в прессе и редко вспоминают с экрана телевидения.
Но со слов ветеранов 2й волны с определенного момента Кесаева неожиданно пропала с подмостков сцены. Ее имя перестало упоминаться в концертных буклетах (програмках), будто по чьему-то заказу.
Когда танцевальные критики и руководители государственных ансамблей Советского Союза периода 50х годов говорили об народном танце вообще, то сразу указывали на фамилию Кесаевой, которую, в том числе высоко ценил советский историк театра, балетовед, профессор Николай Иосифович Эльяш, приводя в пример её танцевальные номера и ставя студентам в пример ее разнохарактерную пластику и артистизм.
Важно сказать, что этот Эльяш являлся достаточно авторитетным и уважаемым критиком в высших кругах танцевального искусства, разгромные статьи которого могли беспощадным катком прокатиться, в том числе, по звёздам балетной сцены.
Так вот Эльяш не понаслышке знал об уровне сценического мастерства и исполнительского искусства Марины Кесаевой и ссылался студентам на восхищение И.И.Арбатова (того самого Арбатова, который в 1954 году поставил трехпарный танец «Хонга кафт», который ансамбль «Алан» исполняет по сей день) и восторг руководителя ансамбля Узбекской ССР под названием "Бахор" и других руководителей государственных и академических ансамблей СССР, особенно регионов Кавказа, Закавказья и Средней Азии.
Со слов Эльяша, руководители ансамблей перечисленных регионов признавались ему в том, что они нуждаются, чтобы в составе их коллективов была артистка с таким ярчайшим дарованием.
Именно поэтому они делали все, чтобы Марина Кесаева оказалась в их рядах.
Но она вежливо отклоняла приглашения влиться в коллективы академического образца. Конечно были и публичные приглашения.
Одно из таких вот публичных приглашений случилось на гастролях в Узбекистане на сцене Ташкентского театра оперы и балета.
В тот момент когда, после исполнения сольного узбекского (хорезмского) танца, который поставил Илья Ильич Арбатов, зал не отпускал Марину Кесаеву, награждая её нескончаемыми бурными овациями, вдруг из-за кулис под этот шквал аплодисментов на сцену вышла живая легенда узбекского танца сама Мукарам Тургунбаева основатель и руководитель государственного академического ансамбля народного танца «Бахор». Рядом ее сопровождал солист ее ансамбля, который нёс огромный букет белых роз.
Под нескончаемые аплодисменты Тургунбаева подошла к Марине Кесаевой, взяла ее за руку и во всеуслышание сказала в микрофон следующие слова "Для этой девушки двери моего коллектива открыты всегда".
Весь зрительный зал встал и аплодировал стоя.
Но Марина Кесаева была не только виртуозной и разнохарактерной артисткой, она была талантливым педагогом, которая за короткий срок выполнила поставленную задачу и обучила исполнительскому мастерству и сценическому искусству не только Альбину Баеву, но и многих других "сырых" исполнительниц, пришедших пополнить нехватку исполнительниц массовки Госансамбля в 1957 году для поездки в ГДР.
После успешных гастролей по городам ГДР, педагогический талант Марины Кесаевой отметили в своих выступлениях с трибуны не только деятели культуры и искусства, но также председатель Обкома профсоюза работников культуры Т.Павлова и секретарь Обкома ВЛКСМ А.Кучиев.
PS
Важно сказать о том, что блестящей карьере Марины Кесаевой не суждено было раскрыться в полной мере. Ее карьеру в одночасье прервал художественный руководитель Георгий Николаевич Гуржибеков, по причинам, которые не были понятным массовому среднестатистическому зрителю, но были понятны коллегам Кесаевой, ветеранам 1й и 2й волны ансамбля "Алан". Приоткрыть завесу тайны готова была одна из коллег Марины Кесаевой, а именно Зоя Гониева, которая за полгода до смерти дала согласие в интервью детально раскрыть причину отстранения Кесаевой от ролей. Но Гониева не успела и после болезни скоропостижно скончалась.
Г.Гуржибеков, всегда хваливший с трибуны мастерство Марины Кесаевой, по факту и по сути не имел хореографического образования и не являлся специалистом по танцевальному искусству вообще.
Но после разговора с Мариной Кесаевой у него в кабинете, Гуржибеков почему-то лишил ее всех ведущих ролей.
Марина Кесаева не перенесла глубокого стресса, у нее случилось тяжёлое онкологическое заболевание и она рано ушла из жизни....
.
Комментарии